Этот сайт предназначен, прежде всего, людям, ностальгирующим по ушедшим РУССКОМУ СЛОВУ, Windows 3.1, ФОТОНУ, процессорам 486SX и иже с ними.
Конечно, времена должны идти вперед, но почему они обязательно должны уходить?
StuhlbergR 2007-2010 ©
|
§ 28 От индустриального общества к информационному (заключение)
А.Г. Кушниренко Г.В. Лебедев Р.А. Сворень
Мы рассмотрели лишь некоторые из наиболее крупных областей применения ЭВМ. Перечислить их все в настоящее время вряд ли возможно - счет персональным, домашним, игровым, встроенным и иным ЭВМ уже пошел на сотни миллионов. ЭВМ встраиваются в самолеты и автомобили, в часы, стиральные машины, кухонные комбайны и даже в спортивную обувь. Использование ЭВМ позволило, например, создать систему спутниковой навигации автомобилей (когда на экране перед водителем, где бы он ни оказался, изображается карта окружающей местности и точное положение автомобиля). Применение ЭВМ открыло путь к "всемирной библиотеке" - возможности, не выходя из дома, получить копию любой книги, статьи, описание того или иного изобретения и т.п. В развитых странах человек со своего домашнего компьютера может заказать билеты на поезда, самолеты, корабли по сложному маршруту со многими пересадками, забронировать на нужные числа места в гостиницах и даже заказать билеты в театр в пунктах пересадки. И это только начало становления глобальных информационных сетей!
Но путешествуем мы не каждый день, а вот покупаем что-нибудь почти ежедневно. И здесь ЭВМ тоже может помочь.
28.1. Электронный магазин, штриховой код и электронные деньги
Быть может, вы встречали на некоторых импортных товарах прямоугольник из черных и белых полосок (фото вклейки). Это уникальный штриховой код товара. В современных магазинах кассир не должен ни набирать стоимость товара, ни даже помнить ее (да и это невозможно, когда в одном магазине насчитывается свыше 30 тыс. наименований разных товаров). Достаточно провести штриховой код мимо считывающего устройства кассового аппарата, и сама ЭВМ определит цену товара, а в конце изобразит на табло стоимость всех покупок.
Про каждый товар ЭВМ магазина помнит не только его текущую цену (а цена может меняться в зависимости от того, каким спросом пользуется товар), но и его количество. Если запасы каких-то товаров на исходе, то ЭВМ сама (по информационной сети) пошлет запрос на склад. ЭВМ склада, получив такие запросы от разных магазинов, спланирует оптимальную загрузку транспорта, маршрутных перевозок - и к утру все товары будут на местах.
А что же наш покупатель? Ведь ему надо рассчитаться за товар. Не думайте, что он станет считать бумажки и пересчитывать сдачу. Для расчетов используются электронные деньги - специальные пластиковые карточки, особым образом хранящие информацию о банковском счете покупателя. Достаточно вставить эту карточку в кассовый аппарат - и ЭВМ сама перечислит нужную сумму со счета покупателя на счет магазина (точнее, пошлет запрос в банк, а уж ЭВМ банка произведет нужные перечисления). При такой методике на обслуживание одного покупателя кассир тратит секунды, а очередей просто не бывает.
28.2. Проникновение ЭВМ во все сферы жизни
Компьютер можно использовать не только для работы, но и для отдыха. Появление компьютеров привело и к революции в области игр. Число компьютерных игр, появившихся за два последних десятилетия, уже превзошло число игр, изобретенных человечеством за всю предшествующую историю цивилизации. Значительная доля существующих в мире компьютеров используется для игр.
Компьютеры вторгаются во все сферы жизни. Появились даже компьютерные преступления (когда, например, программа начисления заработной платы переводит незаработанные деньги на счет автора программы). Другой пример: несколько лет назад один из программистов ВАЗа в знак протеста против низкой зарплаты внес умышленную ошибку в программу и этим остановил на несколько дней главный конвейер. В результате завод понес большой материальный ущерб, не сопоставимый с зарплатой всех программистов ВАЗа, вместе взятых, а программист был дисквалифицирован и переведен в рабочие.
28.3. Ошибки в применении ЭВМ
Мы много говорили о достоинствах ЭВМ и об их роли в жизни общества. Однако, как и любое другое изобретение человека, компьютер может принести не только пользу, но и вред. Представление о том, когда ЭВМ использовать нецелесообразно, каковы основные ошибки их применения, является важной частью компьютерной грамотности. Поэтому мы кратко перечислим несколько таких случаев.
1. Превращение ЭВМ из средства в цель. Применение ЭВМ само по себе отнюдь не служит признаком технического прогресса. Скорее наоборот - прогресс чаще оказывается связан не с усовершенствованием существующей, а с переходом на новую технологию. Например, переход на точное литье упраздняет чистовую механическую обработку деталей и делает ненужной ЭВМ, управляющую этой обработкой. Стремление "внедрить ЭВМ" может воспрепятствовать такому переходу и тем самым затормозить научно-технический прогресс.
Аналогично, отмена дополнительной платы за междугородные телефонные разговоры может сделать ненужной ЭВМ, вычисляющую их стоимость в зависимости от длительности разговора и расстояния между городами. Строительство тоннелей и эстакад может упразднить светофоры и регулирование движения с помощью ЭВМ. Переход к новым принципам оплаты труда, налогового обложения и социального обеспечения может сделать ненужным расчет зарплаты на ЭВМ и т.п.
(Я же, например, на занятиях привожу и такой случай. Предположим, требуется построить на листе бумаги самый обычный круг или окружность. Гораздо быстрее и "рентабельнее" взять обычный циркуль и провести этот самый круг, нежели приобретать специальное графическое приложение, тратить человекоресурсы на ее освоение, а затем только построить круг и вывести его на печать. В этом случае, применение компьютера, вне сомнения не оправдано и будет только вредно. Другое дело, если требуется провести тысячу таких окружностей или кругов, причем, весьма точнейших размеров, к тому же, скажем, каждый месяц. Здесь же освоение ЭВМ не только оправдано, но даже необходимо. - прим. мое - Ш.Р.)
2. Ошибки в алгоритмах. ЭВМ лишь выполняет алгоритмы. Эти алгоритмы могут быть составлены с ошибками или на основе неверных представлений о действительности. Например, одна из первых компьютерных систем противовоздушной обороны США (60-е годы) в первое же дежурство подняло тревогу, приняв восходящую из-за горизонта луну за вражескую ракету, поскольку этот "объект" приближался к территории США и не подавал сигналов, что он "свой".
(Другой случай. В начале 80-х на оборонном компьютере США вышел из строя чип стоимостью всего несколько долларов. А система отвечала ни сного ни мало - за ядерный "щит" страны. В результате ерундовой, в общем, поломки едва не развязалась ядерная война, поскольку система подняла ложную тревогу о нападении советских ракет.
Ну а фильмы серии "Терминатор" смотрели, кажется, все. - прим. мое - Ш.Р.)
3. Неверные исходные данные. Результат работы ЭВМ зависит не только от алгоритма, но и обрабатываемой информации. Ошибки в исходных данных не менее опасны, чем ошибки в алгоритмах. Несколько лет назад, например, в Антарктиде разбился самолет с туристами на борту, поскольку в управляющую полетом ЭВМ были помещены неверные координаты аэропорта взлета и ЭВМ ошибочно рассчитала высоту полета над горами.
4. ЭВМ не всемогущи. Далеко не всякая задача обработки информации может быть решена с помощью ЭВМ. Существуют задачи, алгоритмы решения которых в настоящее время не известны. Например, до сих пор не существует приемлемых алгоритмов, которые позволили бы отличить на фотографии кошку от собаки или грамотно перевести художественное произведение с одного языка на другой. Бывает и такое, что алгоритм известен, но выполнить его нельзя, так как даже самым быстродействующим ЭВМ для его выполнения понадобится миллионы лет (пример такой задачи - безошибочная игра в шахматы). Поэтому глубоко ошибочно представление о том, что если человек не знает решения задачи, то ее надо "заложить в ЭВМ" и ЭВМ даст ответ.
(Признаться, классе в 5-ом я сам думал примерно так же. Но тогда еще "в глаза не видывал" никакой ЭВМ воочию; так что не удивительно, что приходится развевать искренние заблуждения своих учеников, которые думают, будто ПК решит за них ту или иную задачу по физике или математике - достаточно будет лишь ввести условие с клавиатуры в текстовом формате - как в учебнике. Некоторым родители (также далекие от компьютеризации) покупают ПК именно с этой целью. Каково же бывает разочарование их, когда чада вместо того, чтоб использовать электронное чудо в учебных целях, не вылезают из виртуальных миров компьютерных игр. Приходится вновь и вновь разъяснять, что, в конечном счете, работает все же человек, а не компьютер. Да и сам момент приобретения "персоналки", к сожалению, можно угадать по тому, как резко снижается успеваемость ученика - из-за игр, опять же. - прим. мое - Ш.Р.)
5. Недооценка социальных последствий компьютеризации. Наконец, и это самое важное, использование ЭВМ меняет жизнь людей. Поэтому вопрос о новых применениях ЭВМ прежде всего должен рассматриваться с точки зрения социальных последствий, а не с позиции "могут это ЭВМ" или "не могут", выгодно это или не выгодно. Многие этапы информатизации общества имеют трудно предсказуемые социальные последствия. Внедрение заводов-автоматов требует перевода значительной части работающих на производственной сфере в сферу обслуживания. Если работа в сфере обслуживания считается в обществе менее престижной, такой перевод может вызвать социальную напряженность. Организация работы на дому позволяет увеличивать количество свободного времени, но разрушает сферу общения с сослуживцами. Распространение компьютерных игр приводит к тому, что дети быстро развиваются, но меньше бывают на воздухе и меньше общаются друг с другом. Во многих случаях ЭВМ просто не следует внедрять. Например, не следует поручать ЭВМ человеческих дел, связанных с принятием моральных и этических решений при воспитании детей, формировании целей социального развития общества, установлении виновности обвиняемых в преступлении.
ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Пробный учебник для средних учебных заведений - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ 1990
Иллюстрации - там же
Статьи и публикации
|
Большинство предоставленного здесь материала является цитированием со старых номеров компьютерных журналов, таких, как
"Мир ПК" или "Весь Компьютерный Мир". К сожалению, все мои попытки связаться с этими изданиями по поводу вопроса о цитировании были безуспешны.
Издания упорно хранили молчание. Что я разрешил себе расценивать как знак согласия, указывая, тем не менее, повсюду как выходные данные
издания (с работающей ссылкой на Интернет-представительство), так и автора публикации. Тем более, что, в силу срока давности этих публикаций, вряд ли материал можно рассматривать как коммерческий или рекламный,
пусть даже названия фирм здесь и присутствуют (уж без этого никуда).
Ежели появятся какие претензии по оному поводу, прошу
издания связаться со мной
Райво Штулберг |