Этот сайт предназначен, прежде всего, людям, ностальгирующим по ушедшим РУССКОМУ СЛОВУ, Windows 3.1, ФОТОНУ, процессорам 486SX и иже с ними.
Конечно, времена должны идти вперед, но почему они обязательно должны уходить?
StuhlbergR 2007-2012 ©
|
Стратегия: история не детских игр
Вадим Суховеев
Компьютерные игры изобрели не дети. И хотя отношение к компьютерным играм у людей двоякое, истина в том, что придумывали их взрослые, и придумывали их для себя. В чем феномен игры? Что заставляет солидных людей просиживать часами перед мониторами компьютеров? Попытка отвлечься от реальности или смоделировать экстремальную ситуацию, проиграть ее, понять, как она решается, и обогатить свой опыт? Трудно ответить достоверно.
Однако нигде это не проявляется так ярко, как в стратегических играх - в самом не детском жанре, который существует в настоящий момент. В этой статье мы рассмотрим основные военно-стратегические игры, историю их создания и развитие всего жанра в целом. С чего начать? Наверное, с наиболее приличных российских разработок.
Total Control первая, целиком созданная и изданная в России полномасштабная стратегическая игра, сочетающая в себе все важнейшие элементы этого популярного жанра. Это комбинация стратегии и тактических методов ведения наземных и воздушных сражений и организации противовоздушной обороны с развитой экономической моделью. Игра содержит более 30 минут авторской музыки, более 20 минут оцифрованной речи. Total Control выполнена в графике высокого разрешения (SVGA) и насыщенна трехмерной анимацией. Новое издание содержит также 15 аудиотреков.
Действие игры происходит в 31 столетии. Пройдя долгий многотысячелетний путь развития, пережив войны и катаклизмы, рождение и крушение межзвездных империй, распространив свое влияние на сотни планетных систем, человечество не нашло высшей ценности, чем человеческая жизнь. Тогда, несмотря на жесткую конкурентную борьбу за контроль над наиболее богатыми зонами освоенного пространства между различными галактическими силами, их лидеры пришли к соглашению о выработке Галактического Пакта о Сферах Влияния. Этот пакт раз и навсегда зафиксировал, что борьба может вестись только экономическими методами. Любая попытка силовых действий мгновенно пресекалась Объединенными Силами Быстрого Реагирования. Единственным исключением из общего правила стали вновь открытые безжизненные планеты, на которые предъявили права одновременно несколько потенциальных владельцев. В этом случае проводилась специальная процедура, которая позволяла заинтересованным сторонам в краткосрочной, но предельно жестокой борьбе с использованием всех доступных финансовых, интеллектуальных и технологических ресурсов раз и навсегда определить, кто из них получит над вновь открытой планетой контроль. Лишь одно табу сохранялось для этих случаев - ни одна человеческая жизнь не должна была оказаться под угрозой.
Поэтому каждая корпорация, претендующая на планету, строит на ней небольшую автоматизированную базу, оснащенную всем, минимально необходимым для того, чтобы развиваться и вести боевые действия. Базой управляет только один человек - профессионал, способный победить. Все ресурсы для своего развития и планетарной экспансии база должна получить, организовав торговлю добываемыми ресурсами с внешним миром через специально созданные орбитальные станции. Полученные средства могут быть использованы для строительства роботизированных армий. Тогда в вашем распоряжении окажутся 5 видов боевых роботов, оснащенных 20 видами различных вооружений, а также 8 видов самолетов, способных выполнять различные боевые задачи. Кстати, наличие в вашем распоряжении боевых эскадрилий делает особый упор на контроль над воздушным пространством планеты, что также является нестандартным для аналогичных игр.
В Total Control нет обычных для данного жанра миссий. Вы ведете жестокую непрерывную борьбу от начала до конца. Ваша конечная цель - установка АБСОЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ над планетой, который может быть достигнут, когда последний конкурент исчезнет с ее лица.
Еще одно серьезное отличие от известных игр этого жанра заключается в том, что каждую новую игру синтезируются новые карты боевых действий. Кроме того, вы можете сами настроить игру, придав ей более экономический или милитаристический характер. Предусмотрена возможность очень многие процессы отдать на откуп компьютеру, оставив себе только самые любимые элементы игры. Еще одно новшество, внесенное создателями Total Control в жанр стратегических игр, - параметр Опыт, характерный для ролевиков. При его росте ваши боевые единицы начинают точнее стрелять, быстрее обнаруживать противника и наводиться на цель.
Игра имеет русскоязычный интерфейс и проста в управлении. Минимальная конфигурация компьютера - 486DX2-66, 8Mb Ram, Video Card 1 Mb, двухскоростной CD-Drive, Sound Blaster или 100% совместимые карты. Игра поддерживает Gravis UltraSound. Операционные системы DOS 5.0 и выше, либо Windows95.
Противостояние - следующая российская игра в жанре стратегии/тактики реального времени. Сюжет игры основан на событиях Великой Отечественной Войны. Игра состоит из 30 миссий (вы имеете возможность сыграть за каждую из воюющих сторон), которые отражают важнейшие события Великого Противостояния. По ходу игры задания становятся все более и более сложными, и заключительные миссии представляют собой уже полномасштабные военные операции с участием различных родов войск и разнообразной боевой техники.
Основное отличие этой игры от других стратегических состоит в том, что невозможно строить и улучшать свои войска в процессе игры - каждая из миссий выполняется с тем количеством единиц, которые были даны в начале. Разве что можно трижды за миссию вызывать подмогу. Собственно говоря, это не стратегия в понятном смысле этого слова, а чистая тактика.
Вся военная техника, которая имеется в игре, полностью воспроизводит реальное вооружение СССР и Германии тех лет. В боевых операциях могут принимать участие пехота, танки, тяжелая артиллерия, бронетранспортеры, зенитная артиллерия, авиация, батареи береговой артиллерии, а также знаменитые Катюши.
Интерфейс игры традиционен и прост для игр этого жанра. Игрок может отдавать приказания отдельным боевым единицам, объединять их в группы, запоминать до десяти групп объектов. Активному объекту или группе могут быть отданы приказы двигаться в указанную точку, атаковать боевую единицу противника всем имеющимся оружием, прекратить выполнение предыдущего приказа.
Основные игровые экраны выполнены в качественной ручной графике высокого разрешения, а межуровневая анимация в трехмерной графике. Масштабное трехмерное вступление по качеству графики и объему превосходит все разработки, имеющиеся на российском рынке.
Минимальные системные требования: 486DX2-66, 8 MБ RAM, 2-speed CD-Drive, звуковая карта стандарта MPC, мышь. ОС: DOS 6.2 или Win95.
Однако всепризнанным королем стратегического жанра является отнюдь не российская разработка, а западная. Имя ей Red Alert. Это, пожалуй, самый лучший пример того, как нужно делать военно-стратегическую игру. Действие игры разворачивается в сороковые годы нашего столетия, но история развивается несколько по-другому. Гитлеру не удалось прийти к власти. И СССР соответственно не вел войну против фашистской Германии. Зато СССР и Союзники (страны Объединенной Европы) боролись между собой за мировое господство. У каждой из сторон есть свои преимущества и свои недостатки, что подразумевает различную тактику и стратегию игры.
Кое-какие боевые единицы, из участвующих в игре, остались знакомыми по C&C. Зато появилось масса новшеств. На части из них, наиболее интересных, мы остановимся подробнее. В боевых действиях теперь могут принимать участие морской флот (только у Союзников) и подводные лодки (только у СССР). Кроме того, СССР владеет авиацией (истребителями, стратегическими и тактическими бомбардировщиками, транспортниками). Союзники имеют штурмовые вертолеты дальнего радиуса LongBow. У СССР есть новые пешие юниты - огнеметчики и боевые собаки. Союзники владеют ворами (можно красть кредит у противника!) и шпионами. Кроме того, у Союзников есть космические спутники слежения и отдельные персонажи в игре - Tanya, обладающие сверхспособностями. Еще одно новшество - это три различных уровня сложности игры. Выбрать его можно только в самом начале, а варьировать от миссии к миссии - невозможно.
По аналогии с C&C можно провести общую тенденцию разделения вооружения у противоборствующих сторон. СССР имеют тяжелые и мощные боевые единицы, Союзники - легкие и маневренные. Сырьем в игре теперь служит ни загадочный тибериум, а обычные никель, медь и железо, которые нужно добывать. Стоимость их разная и пропорции для производства юнитов тоже.
Интерфейс игры сохранен прежним - в стиле C&C. Новшествами, по отношению к последней, являются SVGA изображение (640*480) и возможность игры в Internet. Естественно, сохранена возможность игры в локальной сети или по модему. А вот требования к компьютеру существенно повысились. Рекомендуется Pentium, 16 MБ RAM (минимум 8), что не является удивительным для столь высококачественной игры.
После появления Red Alert, достойных упоминания новинок в последнее время практически не появлялось. Единственное, о чем хочется упомянуть, это две игры - KKnD и Dark Reign.
Krush, Kill and Destroy (KKnD) фантастическая стратегическая игра, переносящая нас в далекое будущее. Перед нами предстает мир после ядерной катастрофы. Человечество разделено на две группы - мутанты (те, кто остались на поверхности) и подземные жители (спасавшиеся от радиации в подземельях). Именно между ними и начинается противоборство за установление контроля над планетой. Исходным материалом для строительства всего, чего угодно, в игре служит нефть. Ее необходимо добывать, за кого бы вы не играли. А вот строить можно совершенно разные объекты в зависимости от того, чью сторону вы принимаете. У мутантов - это разнообразные живые чудовищные создания: от гигантских скорпионов - до жуткого вида пауков, размером с трехэтажный дом. У людей - разнообразные механические средства. В плане стратегии игра объективно проигрывает Red Alert. Любая задача решается только силовым путем и нагнетанием боевой мощи. Миссий, где можно продемонстрировать умение вести бой малыми силами, распределяя своих бойцов, практически нет. Все сведено к стратегическому перевесу в технологиях и боевых единицах. Зато это компенсируется прекрасной графикой и неплохим сюжетом.
Также большой интерес представляет Dark Reign. Несмотря на фантастический сюжет игра дает возможность реализовать не только имперские амбиции, но прочувствовать всю прелесть крупномасштабной войны против имперских легионов. Игра переносит нас в будущее, где некоторая Империя захватила полный контроль над близлежащими мирами. Причем деятельность ее была настолько неудачна, что все дело закончилось глобальной катастрофой. Вы являетесь последней надеждой Вселенной, обладая машиной времени, должны вернуться в прошлое и повернуть колесо истории, не дав развиться тем силам, которые в дальнейшем превратятся в Имперскую армию. Разработчики подошли к этой проблеме с душой и фантазией. Вас ждет более 30 видов вооружений, с помощью которых можно достигнуть победы. В плане новшеств, по отношению к уже известным играм, в Dark Reign есть возможность задавать траекторию движения своих войск через контрольные точки, а не по кратчайшему расстоянию, что позволяет быстро обходить противника с флангов, используя рельеф местности. По заверениям разработчиков, существенно улучшен интеллект компьютерного противника. Здесь, однако, оценки давать тяжело - слишком много зависит от самого игрока.
Что ждет в дальнейшем любителей стратегического жанра? Наиболее интересными из ожидающихся к выходу игр должны стать Red Alert:Tiberium Sun от Westwood, StarCraft от Blizzard и Вьюга в пустыне от DOKA. Поживем - увидим.
Статья была опубликована в журнале Компьютер-Информ (ноябрь 1997)
игры
|
Большинство предоставленного здесь материала является цитированием со старых номеров компьютерных журналов, таких, как
"Мир ПК" или "Весь Компьютерный Мир". К сожалению, все мои попытки связаться с этими изданиями по поводу вопроса о цитировании были безуспешны.
Издания упорно хранили молчание. Что я разрешил себе расценивать как знак согласия, указывая, тем не менее, повсюду как выходные данные
издания (с работающей ссылкой на Интернет-представительство), так и автора публикации. Тем более, что, в силу срока давности этих публикаций, вряд ли материал можно рассматривать как коммерческий или рекламный,
пусть даже названия фирм здесь и присутствуют (уж без этого никуда).
Ежели появятся какие претензии по оному поводу, прошу
издания связаться со мной
Райво Штулберг |